Как правильно выбрать профессию. Советы психолога
Каждый учащийся выпускного класса сталкивается с необходимостью принятия одного из самых ответственных в своей жизни решений - кем стать, какую выбрать профессию, куда поступить. Выбор профессии - ответственный и очень важный шаг. Если вы ещё не определились с выбором или сомневаетесь в его правильности, то, будем надеяться, эта статья поможет вам с самоопределением.
Как правильно выбрать профессию. Советы психолога
Итак, у вас возникли вопросы: что делать после окончания школы, какую профессию выбрать, куда поступать, на кого пойти учиться?
Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы развеять свои сомнения и совершить правильный выбор.
Существует ряд правил, предназначенных для принятия верного решения при выборе профессии. Внимательно ознакомьтесь с ними.
Правила выбора профессии:
Правило 1. Правило соответствия
Правило соответствия говорит о том, что профессия должна соответствовать вашим интересам, способностям, склонностям, предпочтениям, состоянию здоровья, а также отвечать потребностям общества в кадрах в данный момент времени. Здесь нужно найти "золотую серединку" между "Хочу", "Могу" и "Надо". Оптимальное соответствие этих параметров помогут сделать успешный выбор.
Что такое "Хочу". "Хочу" - это стремление личности, её желания, склонности и интересы. "Могу" - это возможности личности. Они включают: характер, темперамент, способности, уровень знаний, состояние здоровья. "Надо" включает: социально-экономические факторы, состояние рынка труда, потребности рынка в специалистах определенных профессий. Если удастся совместить эти три параметра - «хочу», «могу» и «надо», то профессиональный выбор будет удачным. Другими словами, нужно найти такую профессию, которая будет для вас интересна, будет соответствовать Вашим способностям и будет пользоваться спросом на рынке труда в вашем регионе.
Правило 2. Правило осознанности
Правило говорит о том, что выбрать профессию может человек, четко осознающий:
- кто он и что он из себя представляет, т.е. знающий себя, свои личностные качества, свои склонности, способности, дарования, физические способности и особенности;
- что он хочет, т.е. осознавший свои идеалы, ценностные ориентиры, стремления, цели и имеющий жизненные планы;
- какие требования предъявляет будущая профессия и что от него будет ожидать трудовой коллектив.
Правило 3. Правило постоянного развития
Правило говорит о необходимости постоянного, непрерывного развития. Нужно выработать в себе привычку постоянного "движения", нахождения в состоянии "весны". Весной начинается пробуждение земли от зимней спячки, природа просыпается и начинается бурное развитие растительности: трава зеленеет, в деревьях начинается движение соков, появляются почки, новые ростки, листья. Станьте "весной" и постарайтесь поддерживать это состояние в себе всегда. Остановка в собственном развитии сегодня означает ухудшение ситуации завтра. Необходимо развивать такие положительные качества, как честность, самостоятельность, добросовестность, инициативность, любознательность, трудолюбие, коммуникабельность, настойчивость, выдержку, силу воли, смелость, стойкость к неудачам, а также такие психические процессы, как мышление, память, внимание. Все эти качества и черты характера, развитые в должной мере, нужны для успеха в любой профессии. Люди, у которых они выражены слабо или отдельные из них и вовсе отсутствуют, относятся к категории слабохарактерных. Они пассивны и в жизни, и в работе, и находятся в состоянии "зимы". Зачастую, имея даже самые хорошие намерения, они не добиваются значимых результатов, остаются всегда в тени и практически не продвигаются по карьерной лестнице.
Правило 4. Правило активного практического действия
Здесь полностью уместна поговорка: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда". Старайтесь активно проявлять себя в школе. Пробуйте свои силы везде, где это возможно. Теория без практики - ничто. Можно долго рассуждать о том, что нравиться или не нравиться, но пока не попробуешь - не поймешь. В школе есть все условия для того, чтобы заранее, не дожидаясь выпускного класса, понять, что же на самом деле вам нравиться. Записывайтесь в кружки, ходите на факультативы, в спортивные секции, читайте различную литературу, посещайте музеи, выставки, встречи с интересными людьми, ездите на экскурсии, и, конечно же, посещайте учебные заведения в Дни открытых дверей.
И если вам самим, при всех ваших стараниях, так и не удалось определиться с выбором профессии к окончанию школы, не стесняйтесь и обратитесь за помощью к школьному психологу, социальному педагогу. У этих специалистов есть возможность оказать вам помощь в самоопределении и принятии решения куда поступить.
А мы будем надеяться, что эта статья хоть немного помогла вам и вы совершите правильный профессиональный выбор и решите куда поступать после окончания школы.